Автор статьи: Илья Олейник
Карьера продакт менеджера кажется естественной для бизнес аналитика, планирующего дальнейшую работу в продуктовой компании. Действительно, работа где-то похожая, но имеющая несколько существенных отличий. В первую очередь, это полная ответственность за продукт — от сбора требований по нему и заканчивая поставкой пользователю.
Именно пользователю, а не «заказчику», как принято называть своего клиента в аутсорсинге. Здесь кроется основное отличие клиент продакт менеджера, именно конечный пользователь системы, а не его владельцы, которые входят в длинный список «стейкхолдеров». Как же вырасти в продакт менеджера из бизнес аналитика? А придется именно расти, потому что список задач и сфера ответственности «продакта» шире, чем у бизнес-аналитика.
СОВЕТ №1
Найдите работу в компании (или части ее), которая занимается гибкой разработкой (agile).
Начните работать как продакт-овнер. Участвуйте в непосредственном создании продукта, работе с продакт-менеджером и разработчиками. Начните трансформацию сами, в конце концов. Отлично зайдет тренинг по скраму или сертификация product owner. Это даст вам:
- понимание современного цикла создания программного обеспечения;
- фокус на продукте;
- описание требований со стороны пользователя продукта, а не его владельца;
- опыт управления проектами.
Об agile product management хорошо написано в этой статье.
СОВЕТ №2
Формируйте, а не собирайте требования.
Теперь за требования отвечаете вы, а не заказчик. Более того, для всей остальной компании продакт-менеджер является заказчиком. Для этого придется стать экспертом в своей предметной области (кстати, это может служить препятствием для смены отрасли — ведь вы там стали уже экспертом, а в новом «домене» придется начинать все сначала).
Поэтому внимательно отнеситесь к ее выбору, скорее всего, вам придется работать там ближайшие годы. Постоянно изучайте свой продукт целиком, даже если вы отвечаете за его часть. Работайте над изучением окружения продукта, используемых технологий.
Вы должны будете способны формировать нефункциональные требования и поставить задачу разработчиками (а это и производительность, телеметрия, локализация, миграция данных, соответствие законам и стандартам).
Скорее всего, сбором таких требований вы занимались как бизнес-аналитик. Теперь самое время разобраться, что из этого необходимо вашему продукту.
СОВЕТ №3
Концентрируйте UX/UI вокруг себя.
Продакт менеджеры, как правило, отвечают за разработку пользовательских интерфейсов и моделируют поведение пользователя при работе с системой (что сейчас называется одним термином user experience). Станьте экспертом в UX. Изучите законы эргономики и построения пользовательских интерфейсов.
Попробуйте участвовать в интервью с дизайнерами. Это поможет вам понять их работу и каким образом строить собственную работу с ними. Кстати, вот неплохая статья о законах UX.
СОВЕТ №4
Измените подход к созданию продукта.
Ваш продукт (если он новый) скорее всего пройдет фазу MVP. Все требования, каждая фича должна быть разложена с учетом включения в MVP. Требования должны быть составлены так, чтобы продакт менеджер свободно мог манипулировать product scope и включать/исключать требования из release scope.
Приоритизация требования — это то, чем придется заниматься постоянно, на любой стадии разработки продукта. Бизнес аналитику ничего не мешает уже сегодня разделить требования на условные MVP/non-MVP. Это понимание — одно из самых важных.
Зачастую MVP путают с прототипом: понятия близкие, но не тождественные, они используют общие инструменты. Подробнее об этом можно почитать здесь, а о приоритезации требований можно почитать в этой статье.
СОВЕТ №5
Берите ответственность за поставку продукта (разворачивания у пользователя).
Изучите, что такое релиз-планирование, CI CD. Работа с командой технической поддержки, колл-центром, отделом продаж теперь входит в сферу ваших интересов и ответственности.
Все стейкхолдеры помогут вам в понимании вашего продукта и подкинут идеи его развития. Выходите на стейкхолдеров напрямую. Заведите прямую переписку и дружественные отношения. Они должны знать, что первый человек, который им поможет — это продакт менеджер.
Хотя, как бизнес аналитик, вы не отвечаете непосредственно за запуск продукта — вам ничто не мешает общаться со стейкхолдерами и изучать, что происходит с вашим продуктом в «полях».
О запуске продукта можно почитать здесь.